Меню

Общая информация

Покорители вершин

Общая информацияЛица Туризма. Интервью для сети "ТБГ" Турагенты объяснили туроператорам, почему они против скидок

В этом номере Сергей Кузьмин рассказал fm об уникальности и неповторимости гор Заполярного и Приполярного Урала, которые заряжают энергией на многие годы. А сможете ли Вы покорить самую высокую вершину Урала, ночевать в палатках в минус 30 и добраться до гор по зимникам? Текст посвящается памяти друга автора Михаила Еремкина, одного из участников того похода…

Однажды от Федерации спортивного туризма и ориентирования меня отправили на инструкторский семинар по лыжному туризму в Республику Коми. Десять дней мы проходили инструктаж, разрабатывали маршруты, и в скором времени я был готов отправиться в горы. Мне повезло с командой: нас было восемь человек, в том числе две девушки – из Казахстана и Екатеринбурга. Ребята были из Сыктывкара, один парень – из Нижнего Новгорода, я –из Мордовии.

Это было незабываемое путешествие в Заполярный и Приполярный Урал. Наше путешествие длилось 18 дней. Из города Инты 60 человек на трех грузовиках отправились в горы. В дороге мы создали себе максимальные условия для комфорта: машины были оборудованы печкой, поэтому в пути мы имели возможность готовить. Когда надоедало сидеть, мы выпрыгивали из машин и, чтобы немного проветриться, бежали рядом с ней, чувствуя свежесть и горный воздух. Добирались до гор долго, двое суток, потому что ехали по зимникам (автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре). Дороги практически не было видно – можно сказать, ехали наугад. Машины падали в сугроб, поэтому на протяжении пути один грузовик спасал другой.

Первым местом, в которое мы прибыли, был поселок золотоискателей Желанный. Основан он первым советским кооператором Вадимом Тумановым, близким другом Владимира Высоцкого. Встречать путешественников вышли все жители: дело в том, что они работают здесь, на ограниченной территории, по полгода, и им интересно было пообщаться с новыми людьми. Так что нам был оказан теплый прием, и мы хорошо отдохнули перед тем, как отправиться в горы. Тем более что мы принялись сразу покорять самую высокую вершину Урала – гору Народную. Примечательно то, что местные ставят ударение на первый слог. Ожидания не оправдались, вершина не сильно впечатлила группу: это обыкновенная «столовая»гора, имеющая плоскую вершину. Поэтому в спортивном плане никакой сложности она не представляла. С другой стороны, нам необходима была акклиматизация: наверху дул сильный ветер, мы делали восхождение зимой на лыжах, с тяжелыми рюкзаками, каждый из которых весил не меньше 35 кг.

Правда, без происшествий не обошлось: нижегородец сорвался с горы в пропасть и сломал челюсть. Но он никому об этом не сказал – мол,«чтобы не прерывать столь долго готовящийся поход».Узнали мы об этом лишь на 4-й день, когда заметили, что он почти ничего не ест…Встал вопрос: продолжать ли путешествие? Все зависело только от его решения. Но парень стойко и мужественно был готов терпеть боль, поэтому мы отправились в дальнейший путь.

Так как путешествие происходило в конце февраля – начале марта, столбик термометра показывал минус двадцать пять – минус тридцать градусов. Ночью становилось холоднее, но у нас с собой была и печка. Правда, пользовались мы ею лишь первое время: все уставали, никому не хотелось дежурить ночью. Уже потом мы затапливали ее только вечером и засыпали в тепле, а утром дежурный вставал на час раньше и снова ее растапливал, поэтому просыпаться тоже было не холодно.

Не всегда нам доводилось ночевать в лесу, а это значит, не всегда были дрова. Если мы знали, что будем встречать ночь где-то на вершине или на хребте, то каждый заранее клал себе в рюкзак по два – три полена. Останавливаться мы старались на грани дня и ночи, в сумерках, чтобы выбрать подходящее место для ночлега. Стремились выбрать большую поляну, а если это было невозможно, то искали открытое ровное место – ни в коем случае не под склоном, чтобы не сошла лавина и не завалила нас.

Среди нас был мастер спорта по туризму Михаил Еремкин, который в 1988 году побывал в лавине и стал единственным выжившим в своей группе в 14 человек. Ему удалось спасти только потому, что в ту ночь он дежурил. Был снегопад, и он просто вышел из палатки, чтобы стряхнуть с нее снег. Именно в этот момент и сошла лавина. Он оказался неглубоко, поэтому сам откопался, но больше спасти никого не удалось... Эту ситуацию впоследствии разбирали в туристических спортивных журналах. Ошибка была в том, что руководитель неправильно выбрал место ночлега: они встали там, где их застала ночь...20 сентября этого года Миши не стало: он трагически погиб на метеостанции острова Хейса (Шпицберген). Выйдя из здания метеостанции для запуска метеозонда, он внезапно подвергся нападению медведя. Товарищи не успели его спасти…

Мы к вопросу ночевки подходили очень серьезно. Охотничьими лыжами утаптывали площадку, ставили палатку, стелили полиуретановые коврики, устанавливали печку...

Часто мы устраивали банный день. Останавливались, как правило, рядом с незамерзшим участком реки, чтобы иметь проточную воду. Грели три котла кипятка, разбавляли его водой и мылись. Представляете, моешь волосы, и они сразу покрываются льдом! Но организм привык к холоду. Сначала мы каждое утро нагревали воду, чтобы умыться, а потом так адаптировались, что могли плескаться ледяной водой.

За время путешествия мы прошли на лыжах около 250 километров. Довольно сложное восхождение с применением альпинистского снаряжения совершили на вершину горы Манарага, что в переводе с ненецкого означает «медвежья лапа». По одному и тому же маршруту шли пять групп, с которыми мы ни разу не пересеклись, но когда поход закончился, и мы встретились, оказалось, что наша группа оказалась единственной, кто совершил восхождение на вершину горы Сабли. Причина тому в том, что в горах погода меняется очень часто. Нам повезло: когда мы приблизились к горе, вершина открылась, и за два часа мы успели покорить вершину и спуститься. Другие группы по три дня ждали, пока откроется вершина, но она постоянно была в облаках...

Вообще в горах часто метель, иногда не видно, куда идти. Бывает, идешь на лыжах, оглядываешься – а лыжню уже замело! Это опасно, потому что можно не найти свой лагерь, свою палатку. Навигаторы тогда еще не изобрели, и единственное, чем можно было пользоваться – карта и компас.

В целом, поход состоялся хороший: суровый, спортивный, настоящий. Ребята собрались энергичные и опытные, у каждого за спиной – с десяток подобных походов. Поэтому все знали свои обязанности и были хорошо подготовлены физически. Но главное – не было скучно. С собой мы взяли гитару, на привалах пели песни... И за время похода очень сдружились!

Приполярный Урал – самый знаменитый, самый внушительный и самый красивый из географических районов в цепи Уральских гор. Здесь находится и главная вершина Урала – гора Народная(1 895 м), и одни из самых красивых горна всем Урале –Манарага и Сабля.

Источник: «FOX Magazine. Выпуск 32» от 01.11.2011 г.