Мордовская Сибирь
У меня было две причины вернуться в Тофаларию (Восточные Саяны): спортивный интерес к сложно проходимым порогам на реке Казыр и любопытство к мордовскому селу Черемшанка, которое является столицей «Города Солнца» общины Виссариона.
СПОРТ
В 2002 году мы не прошли Базыбайский порог из-за недостаточного опыта предыдущей команды: на тот момент не было хорошей спортивной подготовки. Сплав по Казыру на плотах или катамаранах из-за сложных порогов доступен только опытным туристам-водникам. В обычных условиях он непроходим из-за непостоянства водных потоков в порогах, однако остается мечтой многих спортсменов-водников. Вот и у меня в голове этот порог сидел, как заноза... «Что-то не доделано», - думал я. И начал собирать новую группу туристов с более серьезной спортивной подготовкой.
Если верить истории, мордовские туристы посетили эти места впервые в 1972 году - тогда, правда, еще сплавлялись на самодельных плотах. Несмотря на то что у нас были современные катамараны, я знал: малейшая неточность - и поток прижмет судно к вертикальной стене. Сброшенный плот тоже иногда постигает такая участь, но через некоторое время он, разбитый, выплывает в улов. Известны случаи, когда водные суда из порогов выходили в перевернутом положении. Здесь важно не только умение управлять, но и держаться на катамаране. Река изобилует многочисленными островами и протоками, среди которых несложно заблудиться. Порог был пройден без осложнений. Однако это мгновение могло стать последним в жизни одного местного рыбака, пытавшегося преодолеть порог на обычной лодке. Мы помогли ему выбраться на берег и спасти его оборудование, а в благодарность получили возможность переночевать в охотничьем домике. Это своего рода перевалочные базы, которые очень пригождаются тем, кто попадает в неприятные ситуации в тайге. Необходимый запас из круп, чая и соли подвешен в мешочках под потолком, чтобы любопытные медведи и грызуны не смогли воспользоваться продуктами.
К слову, мордву здесь вообще принимают весьма радушно. Все-таки наши предки развивали и обустраивали эти земли. Правда, чем больше проходит времени, тем больше мордва забывает свой язык. Старики умирают, а молодежь теряет связь с предками.
ФИЛОСОФИЯ
Конечно, наша группа хотела посмотреть, как развивается община Виссариона, так называемый «Город Солнца», который существует с начала 1990-х годов. Если в 2002 году в ней состояло около четырех тысяч человек, то сейчас уже десять тысяч. Все эти люди, как правило, с высшим образованием, очень много бывших военных. Обычно сюда едут люди из больших городов, уставшие от городской суеты и нерешенных жизненных проблем. Хватило одного дня, чтобы понять, как устроен быт общины. Любопытно здесь отношение к созданию семьи. Если существует взаимность отношений - никаких ограничений. Иногда в одном доме живут по две, по три семьи. Многоженство и многомужество здесь привычная история. Это напоминает эпоху хиппи 1970-х, кода по всему миру прокатилась волна сексуальных революций. Только в общине все основано на вере. Оказалось, за десять лет община успела захватить все близлежащие пахотные луга местных жителей, чтобы построить новые поселки. Это настоящие произведения архитектуры деревянного зодчества. Флигели, балкончики - местные позволить себе такой роскоши не могут.
Как оказалось, они вообще на общину в обиде. Считают, что «пришлые» нарушили уклад их жизни. В частности, обижаются на то, что община Виссариона закрывает магазины по продаже алкоголя, боясь, что кто-то из служителей ненароком поддастся искушению. Да и налогов секта никаких не платит, так как не производит ничего для общества. На своих последователей Виссарион наложил множество ограничений. Запрещено потребление мяса и рыбы, молочных продуктов, сахара, меда, хлеба из магазина. Разрешены продукты только с собственного огорода и из тайги, ржаной хлеб из муки, замешанной на воде, крупы, чечевица, соя и овощи. Философия общества такова: когда наступит конец света (очередная дата по Виссариону - 2015 год), мир разрушится, а община останется существовать. Поэтому нужно учиться делать все своими руками, чтобы суметь прожить без благ цивилизации: электричества, газа, нефти, техники - без всего. Женщины одеты в наряды будто из XIX века. Шьют сами и исключительно красиво. Однако, несмотря на все запреты, кажется, что люди здесь и правда счастливы. Кого не встретишь - поют песни и улыбаются.
Виссарион объявил себя мессией и призвал сторонников селиться в таежных поселках недалеко от его резиденции. Люди со всей России начали продавать дома и квартиры, покупая дешевое жилье поближе к Виссариону, а все оставшиеся деньги отдавая общине. Сам Виссарион и его ближайшие сподвижники живут в так называемом «Городе Солнца»» Это поселение, основанное общиной в тайге в районе озера Тиберкуль
в Курагинском районе Красноярского края.
ГУТАРА
Это увлекательное путешествие заняло почти три недели. На самолетах нас доставили в поселок Гутара, где проживают тофалары - народ, который в недавнем прошлом еще жил по законам первобытных предков. Сейчас численность тофаларов - не более трехсот человек. Место, в котором они живут, окружено горами. Примечателен тот факт, что в 1930-е годы поселок использовался как поселение для заключенных - сбежать оттуда невозможно! Добраться до Гутары можно только на самолете или своим ходом - вдоль реки на протяжении 10 дней, что выдержит далеко не каждый.
Со временем в эту местность НКВД стало ссылать прибалтов, которые начали создавать семьи. В результате получились интересные потомки: узкоглазые блондины с голубыми глазами. Первобытно-общинный строй тофаларов хотели искоренить и приобщить население к социализму - организовать колхозы по добыче меха. Но ничего не вышло: население до сих пор не приемлет современную цивилизацию. В Гутаре даже построили школу за счет государства, но местные жители ее разобрали.
Тофалары живут охотой и рыбной ловлей. Денежные отношения в этой местности не практикуются - везде натуральный обмен. Самое ценное для мены - рыболовные снасти: леска, крючки, удочки, а также ружейные патроны и алкоголь. Поэтому перед путешествием мы как следует запаслись.
СЕЛО ЧЕРЕМШАНКА
Заканчивался наш поход на реке Казыр селом Черемшанка, которое является столицей «Города Солнца». Все огороды там засажены подсолнухами и соей. Это село примечательно своей философией: отец Виссарион, бывший капитан милиции, объявил себя новым Иисусом Христом. У него есть поклонники и вербовщики, которые ездят по всему миру. Люди из мегаполисов продают имущество и недвижимость и переезжают в Черемшанку, где им предоставляют жилье. В настоящее время здесь проживает более 4 000 человек. Они создали государство в государстве, где существуют по собственным правилам.
Когда мы попали в Черемшанку, в центре села играл джазовый оркестр. Среди жителей - сплошная интеллигенция: кандидаты, доктора наук, бывшие военные. Там мы встретили и певицу Светлану Владимирскую, которая с четырьмя детьми живет в этой общине, и множество иностранцев, особенно молодых европейцев, так называемых хиппи, которые приехали пожить в «Городе Солнца». В селе свои правила: жители не едят мяса. Также они исповедуют свободную любовь, отчего много общих детей: иногда даже нельзя сказать, чей это ребенок - воспитывают все вместе. За два дня нам удалось немного изучить местную, довольно убедительную, философию. Члены общины считают, что такая жизнь освобождает их от стрессов, бытовых проблем и суеты городов, которым подвержены мы.
Примечательно, что Черемшанка - мордовское село: в начале XX века на территории нынешнего Кадошкинского и Инсарского районов было голодно, поэтому более 150 семей на подводах переселились в Сибирь, посчитав, что там легче выжить. И они не ошиблись: на новой земле крестьяне превратились в хороших охотников и рыболовов. Старые люди в селе еще говорят на мордовском языке, а вот молодежь знает всего несколько слов. Я спрашивал, не осталось ли у кого родственников в Мордовии, но никто не смог ответить на мой вопрос: много поколений уже сменилось. Да и люди, несмотря на то, что разговаривают по-русски, русскими себя не считают, а гордо заявляют: «Мы сибиряки!»