Санкт-Петербург

Петербург по праву считается одним из красивейших городов мира. Сотни туристов съезжаются сюда со всех концов света, чтобы своими глазами увидеть знаменитые памятники скульптуры и архитектуры, пройтись по улицам Северной столицы России и прикоснуться к ее истории.

Многие российские туристы проявляют не меньший интерес к Петербургу, чем западные. Ведь для них путешествие в Питер - это возможность прекрасно отдохнуть, не выезжая из собственной страны, а значит не тратя огромное количество американских денег и не мучаясь из-за языкового барьера. В Петербурге найдется достойное развлечение для человека с любыми вкусами и запросами. Ценители высокого искусства и любители долгих прогулок с фотокамерой, театралы и киноманы, гурманы и клабберы - Петербург никого из них не оставит разочарованным.

Санкт-Петербург - северная столица России, один из крупнейших городов Европы. Основан 27 мая 1703г. Прежние названия: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград. Город расположен на 42 островах дельты реки Невы при впадении ее в Финский залив.

Территория - 1400 кв.км.

Население - 5 млн чел.

Расстояние от Петербурга до Москвы - 650 км, до Хельсинки - 320 км.

Разница часового пояса Петербурга во времени с Гринвичем (Дублин, Лондон, Лиссабон)-3 часа, с Западной и Центральной Европой (Париж, Берлин, Вена, Стокгольм, Варшава)-2 ч, со странами Балтии и Финляндией - 1ч, с Беларусью - 1ч (в России на час позже).

Знаменитые музеи Санкт-Петербурга

Государственный Русский музей

Музей размещается в зданиях, расположенных в историческом центре Санкт-Петербурга. Это - Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и главное здание музея - Михайловский дворец с корпусом Бенуа.Михайловский дворец построен в стиле позднего классицизма архитектором Карло Росси для великого князя Михаила Павловича. Приверженец всего «русского» - Александр III вынашивал план создания в Михайловском дворце музея русского искусства. И музей здесь был открыт, правда, уже при Николае II в 1898 году. Прогулка по Русскому музею - классический экскурс в историю русского искусства. Здесь предстают в подлинниках знакомые по репродукциям и школьным учебникам иконы Андрея Рублева, картины «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Витязь на распутье» Виктора Васнецова, «Шестикрылый серафим» Михаила Врубеля, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, «Трапеза в монастыре» Василия Перова, а также работы Серова, Сурикова, Айвазовского, Левитана и других выдающихся художников.

 - Государственный Русский музей  - Государственный Русский музей  - Государственный Русский музей

Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Коллекции Русского музея насчитывают около 400 000 экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с 10 по 20 век. Ежегодно в стенах музея проходит около 30 временных выставок, ко многим из них издаются каталоги, альбомы, буклеты.

Государственный Эрмитаж

Эрмитаж - один из самых известных и грандиозных музеев мира. Музейный комплекс включает в себя семь зданий. Пять из них расположены на Дворцовой набережной и Миллионной улице. Это - Зимний дворец (бывшая резиденция русских императоров), построенный в годы царствования Елизаветы Петровны; здания Малого и Большого (Старого) Эрмитажа и Эрмитажного театра, возведенные при Екатерине II, и Новый Эрмитаж, пополнивший музейный комплекс в годы правления императора Николая I. В 1982 году в состав музея вошел Меншиковский дворец, а в начале 1990-х годов - значительная часть здания Главного штаба на Дворцовой площади. До середины 19 века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (фр. Ermitage - уединенное место, приют отшельника), поскольку доступ к хранившимся там художественным коллекциям имели лишь августейшие особы и их приближенные. В 1852 году (при Николае I) Императорский Эрмитаж стал музеем, доступным для публики.

В настоящее время в собрании Государственного Эрмитажа более 3-х миллионов экспонатов, значительная часть которых представлена в 400 залах музейного комплекса. Посетители часто интересуются, сколько времени необходимо затратить на ознакомление со всеми коллекциями музея. Ответ простой - понадобится вся жизнь.

   - Государственный Эрмитаж  - Государственный Эрмитаж  - Государственный Эрмитаж

За одно посещение можно осмотреть, например, парадные залы, расположенные на втором этаже, в том числе: Георгиевский (Большой Тронный), Гербовый (самый большой зал площадью более 800 м2), Концертный, Александровский, уникальный Малахитовый зал, на отделку которого пошло свыше двух тонн лучших сортов уральского малахита, эффектный Павильонный зал, где находятся знаменитые часы «Павлин», Малую столовую, где были арестованы в 1917 году министры буржуазного Временного правительства.

Там же, на втором этаже, представлена большая часть коллекций отдела западно-европейского искусства - произведения итальянской школы 13-20 веков (работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело), коллекция испанской живописи, включающая шедевры кисти Эль Греко, Диего Веласкеса, Мурильо, Франсиско Гойи. Компактно расположенные экспозиции нидерландской, фламандской и голландской живописи демонстрируют развитие искусства Нидерландов в исторической последовательности. В собрании - около 40 картин главы фламандской школы Рубенса, изысканные и элегантные работы Ван Дейка, и конечно же, гордость Эрмитажа - произведения Рембрандта ван Рейна. На 2-м и 3-м этажах музея можно полюбоваться памятниками искусства (в т.ч. прикладного) Германии, Англии, Франции. На 1-м этаже представлены памятники первобытной культуры, искусство народов Востока, Древней Греции и Рима.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор - один из величайших соборов мира, самый большой храм Санкт-Петербурга, в прошлом - главный кафедральный собор Российсклй столицы. Построенный за 40 лет по проекту Огюста Монферрана (в первой половине 19 века) в соответствии с последними достижениями инженерной мысли, собор до сих пор волнует воображение своими уникальными конструкциями.

 - Исаакиевский собор  - Исаакиевский собор  - Исаакиевский собор

Высота храма - 101.5 метра, диаметр золоченого купола - 26 метров. В оформлении интерьеров использованы различные сорта мрамора, шокшинский порфир, черный сланец и другие горные породы. На декоративное оформление было затрачено 400 кг золота, 1000 тонн бронзы, 16 тонн малахита, более 500 кг афганского лазурита.

Иссакиевский собор сегодня - это интереснейший художественный музей и, одновременно, действующий православный храм. Каждое воскресенье и в дни больших православных праздников в соборе совершается Божественная литургия.

Кунсткамера

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) является старейшим государственным музеем России. Он был основан по указу императора Петра I в 1714г. и послужил фундаментом созданной несколько позже Санкт-Петербургской (а затем - Российской) Академии Наук. Здание музея не зря называют «колыбелью русской науки» - с легкой руки Петра здесь были начаты первые российские научные изыскания, основой которых стали собранные императором коллекции «диковинок».

 - Кунсткамера  - Кунсткамера  - Кунсткамера

В Кунсткамере находились первая в России обсерватория, анатомический театр и другие учреждения Академии наук.

Долгое время именно в этом здании работал великий русский ученый М.В. Ломоносов.

В фондах музея хранится более миллиона экспонатов, рассказывающих о жизни народов мира. Многие из этих экспонатов - уникальны.

Меншиковский Дворец

Располагается в первом каменном здании Петербурга (архитекторы Дж.М.Фонтана и И.Г.Шедель) - дворце первого генерал-губернатора городя князя А.Д. Меншикова. Здесь, в официальной резиденции генерал-губернатора столицы, президента военной коллегии проходили парадные приёмы и пышные празднества Светлейшего князя. Это здание в стиле барокко было одним из самых роскошных в Петербурге того времени, несмотря на характерную для петровской эпохи простоту и прямолинейность фасадов. Рядом был разбит сад со скульптурой, фонтанами и оранжереями, со стороны Невы устроена пристань. После опалы и ссылки Меньшикова в 1732 году дворец был передан сухопутному шляхетскому (впоследствии 10-й Кадетский) корпусу, а часть сада обращена в плац для строевых занятий. В Кадетском корпусе учились многие знаменитые люди России (А. Сумароков, А. Суворов, К. Рылеев, Ф. Глинка).

 - Меншиковский Дворец  - Меншиковский Дворец  - Меншиковский Дворец

В здании сохранились подлинные элементы интерьеров 18 века, в том числе знаменитые голландские изразцы.

В настоящее время во дворце открыта экспозиция Эрмитажа, посвященная русской культуре петровского времени, восстановлены интерьеры дворца, представлены предметы быта и искусства начала 18 века, личные вещи Петра I и А.Д. Меншикова.

Петропавловская крепость

Крепость была заложена в 1703 году. Отсюда начинался Петербург. Сначала деревянная, крепость бастион за бастионом становилась каменной, благодаря архитектору Доменико Трезини. Система бастионов применена при её постройке впервые в России. Архитектурным центром крепости является Петропавловский собор, построенный в 1712-1733 гг. Под сводами собора обрели вечный покой русские цари династии Романовых. Одним из первых здесь был похоронен Петр Великий, и с тех пор собор стал императорской усыпальницей. Колокольня собора со шпилем достигает высоты 122,5 м. Это - самое высокое архитектурное сооружение Санкт-Петербурга. Ангел с крестом, венчающий 40-метровый шпиль колокольни, стал одним из символов города. В 2003 году на колокольне Петропавловского собора был смонтирован первый в России карильон (музыкальный инструмент, состоящий из клавиатуры и ряда точно настроенных колоколов различной величины).

 - Петропавловская крепость  - Петропавловская крепость  - Петропавловская крепость

Крепость, строящаяся для защиты от шведов, уже в 18 веке стала государственной политической тюрьмой. В сырых и темных камерах и казематах томились сын Петра I царевич Алексей, княжна Тараканова, декабристы, народовольцы, а после октябрьского переворота 1917 года - царские министры, фрейлина Анна Вырубова, жертвы «красного террора» и другие узники. В 1924 году в Петропавловской крепости была открыта музейная экспозиция.

Юсуповский дворец

Дворец, возведенный в 1760-х годах архитектором Ж.-Б. Вален-Деламотом на месте скромного двухэтажного особняка, с 1830 года стал собственностью семьи Юсуповых - знатного российского дворянского рода. Последовала масштабная реконструкция усадьбы, осуществленная арх. А.Михайловым.

 - Юсуповский дворец  - Юсуповский дворец  - Юсуповский дворец

Весь второй этаж заняли парадные залы. Большая ротонда, Синяя и Красная гостиные являются настоящими шедеврами декоративного искусства. Во второй половине 19 века арх. И.А. Монигетти полностью перестроил парадную лестницу и по новому оформил домашний театр на 180 мест. Немного позднее, следуя модным увлечениям, во дворце был создан Турецкий кабинет и Мавританская гостиная. Последним владельцем дворца был князь Феликс Юсупов - один из организаторов убийства Г.Е.Распутина. Именно в этом дворце в 1916 году оборвалась жизнь фаворита царского двора.

Загородные резиденции императорской семьи

Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Гатчина является самой удаленной из загородных царских резиденций. Она расположена в 45 км юго-западнее Санкт-Петербурга.

История Гатчинского дворцово-паркового ансамбля началась в 1765 году, когда императрица Екатерина II, подарила эти земли своему фавориту графу Григорию Орлову. По проекту А.Ринальди в Гатчине был построен необычный, грандиозный дворец - настоящий охотничий замок, с трех сторон окруженный живописным пейзажным парком.

После смерти графа в 1783 году, хозяином Гатчины стал сын Екатерины II, великий князь Павел Петрович (будущий император Павел I). Гатчина - его любимая резиденция. Вплоть до революции 1917 года гатчинские дворцы и парки - личные владения царской семьи.

В настоящее время в Большом дворце открыта музейная экспозиция - интерьеры парадных залов и личных покоев, подземный ход, выставка оружия; возрождается дворцовая церковь.

 - Государственный музей-заповедник «Гатчина»  - Государственный музей-заповедник «Гатчина»  - Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Гатчинский парк, занимающий площадь 140 га - это один из шедевров садово-паркового искусства. Четвертую часть территории парка занимают водные пространства. Гармоничное сочетание озер, прихотливо извивающихся речек, множества живописных островов, Большого дворца и созвездия малых архитектурных форм, придает Гатчинскому дворцово-парковому ансамблю особую поэтичность и неповторимый, яркий колорит.

Музей-заповедник «Гатчина» предлагает для школьных групп экскурсию-игру «Тайна Гатчинского замка.

...В окутанном тайной подземном ходе Гатчинского замка, руководствуясь старинным письмом, участники игры разгадывают секреты 18 века, связанные с историей Гатчины и ее первого владельца - Павла I. Разгадывая тайну, участники игры в одном из залов, полном сокровищ, находят старинную карту, которая приводит «кладоискателей» к сундуку.

Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум»

Ораниенбаум - ныне город Ломоносов - расположен в 44 км от Санкт-Петербурга на южном побережье Финского залива.

Созданные в 18 столетии дворцы и парки Ораниенбаума на протяжении длительного времени являлись летними загородными резиденциями светлейшего князя А.Д. Меншикова, императора Петра III, императрицы Екатерины II, ее внуков и правнуков - великих князей Александра Павловича и Михаила Павловича и правнучки Екатерины Михайловны Мекленбург-Стрелицкой, семья которой владела Ораниенбаумом вплоть до революции.

После 1917 года, дворцы и парки были национализированы. В годы Второй мировой войны Ораниенбаум являлся единственным из пригородных дворцово-парковых ансамблей Петербурга, оставшимся вне зоны оккупации. Все художественные памятники 18 века здесь сохранились с исключительной полнотой, поэтому в истории русского искусства Ораниенбаум занимает особое место.

 - Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум»  - Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум»  - Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум»

В настоящее время в музей-заповедник «Ораниенбаум» входят три самостоятельных дворцово-парковых ансамбля - нижний сад с Большим дворцом, построенным для А.Д.Меншикова, ансамбль «Петерштадт» с Петровским парком и дворцом, возведенным архитектором А.Ринальди для Петра III и ансамбль «Собственная дача» с Верхним парком, павильоном Катальной горки и изысканным Китайским дворцом - еще одним творением А.Ринальди, где принимала гостей Екатерина II.

Ораниенбаумские сады и парки привлекают гармоничным сочетанием сложного геометрического узора аллей и дорожек с водными лабиринтами прудов, соединенных протоками. Здесь буйная растительность дикой природы и неповторимая архитектура воплощают прелесть стиля рококо с элементами зарождающегося классицизма.

В 2007 году музей-заповедник «Ораиненбаум» вошел в состав государственного музея-заповедника «Петергоф». Китайский дворец закрыт на реконструкцию ориентировочно до 2011 года.

Государственный музей-заповедник «Павловск»

В 27 км от Санкт-Петербурга по берегам спокойной, неторопливой реки Славянки на площади 600 га раскинулся живописный пейзажный Павловский парк.

В ожерелье пригородных дворцово-парковых ансамблей Павловск - самый молодой. Его история началась в 1777 году, когда Екатерина II отписала своему сыну великому князю Павлу Петровичу часть царских охотничьих угодий - 362 десятины земли. Столь щедрый подарок государыня сделала по случаю рождения внука Александра (будущего императора Александра I). В 1780 году созданием дворцово-паркового ансамбля занялся архитектор Чарльз Камерон. По его проекту на высоком берегу р. Славянки был возведен великолепный дворец, построен ряд парковых павильонов.

 - Государственный музей-заповедник «Павловск»  - Государственный музей-заповедник «Павловск»  - Государственный музей-заповедник «Павловск»

Вскоре после воцарения, император Павел I подарил Павловск своей супруге. Вкусы и пристрастия Марии Федоровны нашли отражение в оформлении интерьеров дворца, наполненного сокровищами русского, европейского и античного искусства. На первом этаже располагались жилые комнаты и «личные покои», на втором - анфилада парадных залов, на третьем - служебные помещения. В отличие от Царского Села и Петергофа - представительских резиденций, содержащихся за счет казны, Павловск - частное владение императрицы Марии и ее наследников. Этим объясняется особая, камерная, уютная атмосфера дворца, а тенистые аллеи парка, живописная долина р. Славянки, небольшие павильоны помогают на время отрешиться от повседневных забот и наслаждаться божественной красотой природы.

Государственный музей-заповедник «Петергоф»

«Столица фонтанов», «жемчужина искусства» - Петергофский дворцово-парковый ансамбль расположен на южном побережье Финского залива в 30 км от Санкт-Петербурга.

Основателем и первым творцом Петергофа был Петр I, который на освобожденных от шведов землях решил создать загородную резиденцию, подобную Версальской. В Петергофе трудились выдающиеся европейские и российские архитекторы, скульпторы, инженеры, садовые мастера - И.Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н.Микетти, М.Земцов, П.Еропкин, Н.Пино, Ф.-Б.Растрелли и многие другие. По их проектам на пустынном берегу залива в кратчайшие сроки был создан поистине райский уголок с четырьмя небольшими изящными дворцами, на которые сориентированы главные аллеи роскошного регулярного парка, занимающего площадь 102,5 га. Главной достопримечательностью парка стала фонтанная система, созданная русским инженером - гидравликом В.Туволковым.

 - Государственный музей-заповедник «Петергоф»  - Государственный музей-заповедник «Петергоф»  - Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Торжественное официальное открытие резиденции состоялось летом 1723 года. Великолепный триумфальный ансамбль Петергофа стал символом прочного закрепления России на берегах Балтики.

В настоящее время гостей Петергофа ждут музейные экспозиции и выставки в Большом дворце, Монплезире, Эрмитаже, Марли, Екатерининском, Фрейлинском и Банном корпусах, Особой кладовой, Царицыном и Ольгином павильонах и Коттедже - даче семьи императора Николая I.

Но главный музей Петергофа - это, безусловно, Нижний парк с его прямыми аллеями, аккуратно подстриженным кустарником, вековыми деревьями, затейливо оформленными газонами, белокаменной и золоченой скульптурой и мощными водяными струями 150 фонтанов и 4-х грандиозных каскадов.

Государственный музей-заповедник «Царское село»

Царское Село - парадная летняя императорская резиденция, место официальных приемов русской знати и иностранных дипломатов - представляет собой роскошный дворцово-парковый ансамбль, воплотивший в себе все своеобразие русской и европейской художественной культуры 18 столетия.

Первый скромный дворец здесь построили для супруги Петра I Екатерины Алексеевны. Это были «каменные палаты о 16 светлицах». После ее кончины эти земли унаследовала дочь Петра, Елизавета Петровна - любительница роскоши и развлечений. Она поручила архитектору Ф.-Б.Растрелли перестроить дворец. Зодчий создал подлинный архитектурный шедевр в стиле барокко, с протянувшейся почти на 300 метров анфиладой комнат и парадных залов, обильно декорированных позолотой и многочисленными затейливыми вычурными «барочными» украшениями.

 - Государственный музей-заповедник «Царское село»  - Государственный музей-заповедник «Царское село»  - Государственный музей-заповедник «Царское село»

В «золотую» анфиладу дворца включена и знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем Фридрихом, похищенная в годы Второй мировой войны и созданная заново нашими талантливыми мастерами. Официальное открытие возрожденной Янтарной комнаты состоялось в юбилейном для города 2003-м году.

В царствование Екатерины II дворцово-парковый комплекс обрел характер целостного художественного ансамбля. По проекту Чарльза Камерона рядом с дворцом была возведена легкая изящная колоннада на массивном каменном основании - Камеронова галерея, парк украсили памятные знаки, напоминающие о славных победах в русско-турецких войнах. Для любимого внука императрицы великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) по проекту Дж. Кваренги построен Александровский дворец. Именно этот дворец приглянулся последнему русскому государю Николаю II. Царская семья проживала здесь с 1905 по 1917 год, здесь же находилась под домашним арестом, отсюда была отправлена в Тобольск, а затем - в Екатеринбург. В настоящее время в Александровском дворце открыта выставка, посвященная пребыванию в Царском Селе последней в истории России августейшей семьи.

Царское Село - это город муз, цитадель русской культуры. Здесь расцвел поэтический талант лицеиста Александра Пушкина. Ныне в здании Лицея - музейная экспозиция, а имя его самого выдающегося выпускника с 1937 года носит город, где 6 лет жил и учился поэт.

Храмы северной столицы

Александро-Невская Лавра

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - мужской православный монастырь, основанный на левом берегу Невы по воле Петра I в 1713 году. Главной святыней обители стали мощи святого князя Александра Невского, небесного покровителя Петербурга. Архитектурный ансамбль монастыря создавался по проектам архитекторов Д.Трезини, И.Старова и других на протяжении всего 18-го столетия.

 - Александро-Невская Лавра  - Александро-Невская Лавра  - Александро-Невская Лавра

В 1797 г. монастырь получил статус лавры.

На территории Александро-Невской лавры расположены несколько кладбищ. Старейшее из них - Лазаревское (ныне - музей-некрополь 18 века). Здесь похоронены царевна Наталья - сестра Петра Великого, знаменитый учёный М.В.Ломоносов, архитекторы И. Старов, А. Воронихин, А. Захаров, скульпторы М.Козловский и Ф. Шубин. На Тихвинском кладбище (музей-некрополь мастеров искусств) - захоронения выдающихся деятелей культуры: баснописца И.Крылова, писателя Ф. М. Достоевского, композиторов М. Мусоргского, П. Чайковского, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, скульптора П. Клодта, театрального режиссера Г.А.Товстоногова и многих других. На единственном ныне действующем Никольском кладбище покоятся русский ученый Л.Н.Гумилев, политики и государственные деятели - А.А.Собчак, Г.В.Старовойтова и др.

Буддийский храм

Храм Будды или дацан Гунзэчойнэй («Источник святого учения Будды, сострадающего всем»), построенный в начале 20 века по проекту арх. Г.В.Барановского, является общебуддийской святыней и, вместе с тем, памятником большого исторического и художественного значения.

 - Буддийский храм  - Буддийский храм  - Буддийский храм

Этот храм был задуман не просто как молельня для буддистов Санкт-Петербурга, но и как своего рода музей и центр индо-тибетской духовности и культуры в европейской части России и даже во всей Европе.

Казанский Кафедральный собор

Казанский собор, расположенный в центре Санкт-Петербурга на площади, раскрытой к Невскому проспекту, был построен в начале 19 века по проекту талантливого архитектора А.Воронихина. В строительстве собора не принимали участия ни один иностранный мастер - русскими были зодчий, ваятели, живописцы, не говоря уже о литейщиках, каменотесах и других исполнителях работ. В отделке храма использовались местные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский и пудостский известняк.В плане Казанский собор имеет форму вытянутого с запада на восток «латинского» креста. К северному фасаду, обращенному в сторону Невского проспекта, примыкает грандиозная колоннада, полукругом опоясывающая обширную площадь.

 - Казанский Кафедральный собор  - Казанский Кафедральный собор  - Казанский Кафедральный собор

Перед крыльями колоннады - памятники полководцам М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли, созданные скульптором Б.И.Орловским к празднованию 25-й годовщины победы в Отечественной войне 1812 года. Особого внимания заслуживает декоративное убранство собора. В нишах с северной стороны установлены бронзовые изваяния святых: Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, Александра Невского и равноапостольного Владимира. Большую художественную ценность представляют бронзовые двери северного портика, которые являются приближенной копией дверей флорентийского храма, прославленного Данте в «Божественной комедии».Великолепно внутреннее оформление собора. Особенно эффективны монолитные колонны, выточенные из розового финляндского гранита, и мозаичный пол, выложенный из разноцветного мрамора.

В 1813 году под сводами Казанского собора был погребен фельдмаршал М.И.Кутузов. У его могилы - трофейные знамена и ключи от взятых европейских городов и крепостей.Главная святыня храма - Казанская икона Божией Матери. Из многих списков чудотворного образа, обретенного в 1579 году в Казани, петербургский пользовался известностью и особой любовью православных жителей всей России. Перед этой иконой преклоняли колени и царь, и гордый вельможа, и несгибаемый полководец, и скромный простолюдин. Казанская икона издавна почиталась как покровительница русского воинства, а в годы Великой Отечественной войны, в дни блокады, обрела славу покровительницы нашего города.В 1932 году храм был закрыт для верующих. В соборе разместился музей истории религии и атеизма.

С 1991 года в Казанском соборе возобновились богослужения, в 1998 году на звонницу был поднят отлитый на Балтийском заводе колокол весом 1260 кг, а 31 декабря 2000 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II собору возвращен статус кафедрального.Музею истории религии и атеизма было предоставлено другое здание.

Смольный собор

Воскресенский Новодевичий (Смольный) монастырь был построен архитектором Ф.- Б. Растрелли по желанию императрицы Елизаветы Петровны в середине 18 века на месте Смоляного двора, где в Петровскую эпоху хранили смолу и варили деготь для нужд кораблестроения. Закладка женской православной обители состоялась 30 октября 1748 года. В 1764 году часть монастырских корпусов заняло первое в России дворянское женское учебное заведение - Воспитательное общество благородных девиц, впоследствии преобразованное в Смольный институт.Центральное место в ансамбле занимает величественный пятиглавый собор, который известный знаток искусства академик Игорь Грабарь назвал «жемчужиной в творчестве Ф.-Б. Растрелли». Собор доминирует в ансамбле и окружающей городской застройке.

 - Смольный собор  - Смольный собор  - Смольный собор

В 1835 году храм был освещен и в память об этом событии выбили медаль с изображением фасада собора и Христа, благословляющего детей, т.к. храм предназначался для учащихся столицы и именовался собором всех закрытых учебных заведений. В 1923 году собор закрыли, а в 1972 году оттуда был удален иконостас.

В наши дни в соборе располагается концертный зал и звучит классическая и духовная музыка.Звонница собора является смотровой площадкой, откуда открывается живописный вид на р.Неву и историческую часть Санкт-Петербурга.